Сретение Господне.

Сретение Господне. Митрополит Антоний Сурожский

2008-1-bigВо имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы сегодня празднуем Сретение Господне. «Сретение» — слово древнеславянское, которое означает на русском языке «встреча», а на сербском — «радость». И вот сегодня мы встречаем Господа с той же глубокой и благодарной радостью, с которой Симеон Богоприимец Его держал на руках своих и видел в Нем осуществление всех древних пророчеств о том, что настанет день, когда рознь между человеком и Богом придёт к концу, когда Сам Бог снизойдёт к нам плотью как Спаситель наш, примиряя нас Своим воплощением, Своей жизнью, Своим учением и Своей смертью на кресте с Богом нашим и Отцом. В празднике Сретения сливается одновременно и радость, и ожидание крестной смерти Христа.
Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд, но бывают и такие, что рука не поднимется, потому что полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретения Господня обе эти черты в себе соединяет. Встречает Христа Симеон Богоприимец, старый человек, проживший праведную жизнь, которому было Богом обещано, что он не увидит смерти, пока не встретит Спасителя мира, пришедшего совершить своё дело примирения и преображения мира. Вместе с ним свидетельствует об этой радости и Анна пророчица. Исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира, его желание. Тоска, надежда о том, чтобы пришёл Господь и уже не было бы непроходимой пропасти между Им и нами. Одновременно эти праведники ликуют о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришёл Господь, и пришло спасение, пришла надежда, которую никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже среди нас, Христос посреди нас, и никто нас не вырвет ни из руки его, ни из любви его.
Но вместе с тем праздник Сретения несёт на себе печать глубокого ужаса и скорби. Тот же Симеон, который возвестил пришествие Господне во плоти, обещал, принёс страшную весть Божией Матери о том, что ей меч пройдёт сердце, что Она будет пронзена такой болью, испытает такое страдание, как никто на земле. Тогда Она не знала, каковы будут этот ужас и это страдание; позже, предстоя у Креста Господня на Голгофе, Она его пережила до конца: скорбь и ужас Матери, которая видит Своего Сына пригвождённым ко Кресту неправедным судом, ненавистью тех людей, ради которых ОН жил, проповедовал, ради которых стал человеком; видела Его, как часами из Него текла жизнь, и, наконец, приняла Она Его мёртвым в Свои объятия. Это Ей предрёк Симеон Богоприимец, и поэтому, празднуя этот день, ликуя о нем как о нашем спасении, вспомним, однако, об этой душу раздирающей скорби Божией Матери. Сколько матерей в России, и во всех странах мира могут эту скорбь понять, у кого дети — сыновья, дочери — были отняты болезнью или жестокой смертью войны.
Каждый из нас после своего рождения приносится в храм или приходит сам позже, чтобы быть крещёным и предстать перед Богом в воцерковлении. Это воцерковление младенца или взрослого — образ того, что тогда случилось в древнем Иерусалиме. Как поставлен был Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, перед лицом Господним, так и каждый из нас, когда мы бываем крещены, приобщается жизни распятого и воскресшего Христа. Каждый из нас приходит или приносится в храм, чтобы стать до конца, без отказа Божиим достоянием, не вообще «чадом Божиим», но сыном или дочерью Божиим, вступающими в тот же путь, каким шёл Господь наш Иисус Христос.
Если мы хотим знать, что значит до конца быть христианином, вспомним одно изречение евангельское и одно слово апостола Павла.
Когда Иаков и Иоанн были на пути в Иерусалим, где Христос должен был пострадать и принять смерть, Его спросили, смогут ли они после Его победы сесть по правую сторону Его царственного престола, Он им ответил вопросом: готовы ли вы пить ту чашу, которую Я буду пить? (то есть приобщиться тому страданию, которое Я должен вкусить?). Готовы ли вы креститься тем крещением, которым мне надлежит креститься? (то есть погрузиться в тот ужас страдания, которое Мне предстоит?). И апостолы ответили: Готовы! (Мк. 10: 35—40). Так и мы, когда, крестившись, предстаём перед Богом в надежде в своё время разделить Его вечную участь, торжество вечной жизни, должны быть готовы сказать: и на земле, Господи, готовы мы разделить Твою земную судьбу, готовы, подобно Тебе, жить правдой, провозглашать истину, крестно любить ближнего нашего до готовности пострадать жизнью и смертью нашей — для других, для врагов, для всех положить свою жизнь. Как однажды Святейший Патриарх Алексий (первый) сказал мне в разговоре, Церковь — это тело христово, ломимое во оставление грехов человеческих.
Чтобы это осуществилось, должны мы помнить слово апостола Павла: для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение, и, однако, так как это полезнее, необходимо для вас, готов я остаться жить на земле (Флп 1:21—26). Кто из нас может всей душой, всем умом и всем сердцем, всей волей и всей жизнью сказать: жизнь для меня — Христос, не только в том смысле, что Христос в крещении, в таинствах, в учении Своём, в кроткой Своей близости даёт мне новую жизнь, а в том смысле, что только то, что Христово, только то, чем Он жил, стало теперь целью и содержанием моей жизни? И, однако, это — признак истинного христианина; и если бы так жили, в таком единстве со Христом, с такой к Нему всецелой любовью, могли бы и мы сказать, как апостол Павел говорил: жизнь для меня — Христос, а смерть — приобретение, потому что, живя на земле, я отделён от Христа, а все желание, все устремление жизни моей в том, чтобы лицом к лицу Его узреть, чтобы с Ним быть всегда, чтобы ничто меня от Него не разделяло. И при всем этом апостол Павел, научившись от Христа любить — любить своего ближнего и дальнего, друга и врага, гонителя и защитника, говорит: и, однако, так как для вас это нужнее, я останусь жить на земле. Так и мы должны бы всей душой, всей силой жизни стремиться к встрече со Христом, и, однако, быть способными сказать: да, но у меня есть дело на земле, я должен чистотой своей жизни, светом, льющимся из меня, правдой моих поступков, истинностью моих слов, всем моим существом быть свидетелем Христа, и хотя всей душой я мечтаю быть с Ним, я останусь в осиротелом, тусклом, горьком мире, чтобы внести в него радость, внести в него любовь.
В этот праздник, который нам напоминает наше собственное воцерковление в свете крестного пути и крестной жертвы Христовой, обновим данные нами обеты крещения, вновь вступим, с новой решительностью, с новой надеждой, на путь Христов и не станем говорить, что мы слабы, что у нас нет крепости достаточной. Господь сказал апостолу Павлу, который спросил о силе: Довольно тебе Моей благодати, Моя сила в немощи совершается (2 Кор 12:9). И апостол Павел восклицает: И поэтому буду хвалиться я только немощью своей, чтобы все во мне было силой Христовой (2 Кор 12:9). И в другом месте: Все мне возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе (Флп 4:13). Павел был, как мы, человек из плоти и крови, ему тоже было страшно, ему тоже было больно, он тоже боролся за свою цельность и верность, и он победил, и он говорит нам: Последуйте за мной, как я последовал за Христом (1 Кор 4:16).
Исполним же это слово, и станем каждый день по-новому, глубже, более совершенно — Христовыми и подобными нашему Учителю, Спасителю и Богу.
Аминь.
http://xpam.kiev.ua/sretenie-gospodne.-mitropolit-antoniyi-surozhskiyi.html
На праздник Сретения Господня, в нашем храме Святителя Игнатия Брянчанинова была отслужена Божественная литургия, по окончанию которой был совершен чин освящения свечей.
                                           
В прошлом году праздник Сретения Господня мы встречали на Святой земле, в Спасо-Вознесенском, Елеонском, женском монастыре в Иерусалиме, недалеко от места Вознесения Господа Иисуса Христа.
Стены старого Иерусалима. Колокольня Спасо-Вознесенского, Елеонского, женского монастыря издалека.  Спасо-Вознесенский, Елеонский, женский монастырь. Собор Вознесения Господня.
 Камень Богородицы. На нем стояла Богородица во время Вознесения Господа Иисуса Христа. Место мученической кончины архимандрита Парфения.
 Колокольня монастыря «Русская свеча». Могилы настоятельниц монастыря.Трапезный храм праведного Филарета Милостивого.
 Монастырские здания.
 Территория монастыря.
 Маслины.
 Интерьер собора Вознесения Господня.
 Икона Божией Матери Елеонская Скоропослушница. Икона Божией Матери Взыскание погибших. Могила архимандрита Антонина Капустина, основателя монастыря.
 Литургия на праздник Сретения Господня.
 Часовня пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Построена на месте первого и второго обретения его главы.  Интерьер часовни. Место обретения главы Иоанна Предтечи отмечено углублением.                                                  

(81)

Добавить комментарий